1. Общие положения
1.1. Настоящее положение об индивидуальном образовательном маршруте воспитанника (далее - Положение) муниципального бюджетное дошкольного образовательного учреждения - детского сада №5 города Новосибирска (далее Учреждение) разработано в соответствии с:
• Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон № 273 "Об образовании в Российской Федерации");
• Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (п. 19.3);
• Приказом Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 № 1082;
• Приказом Министерства просвещения РФ от 15.05.2020 № 236 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; • СП 2.4.1.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", (далее - СП), утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции РФ 18.12.2020 г. регистрационный №61573); СП 3.1/2.4.3598.20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями на 2 декабря 2020 года), Сан.П.1.2.3685-21 №14, Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 года № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
• Постановления правительства РФ от 18.08.2008 г. ( ред. от 14.05.2015) № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья»;
• Уставом Учреждения;
• Основной образовательной программой ДОУ;
1.2. Настоящее положение определяет содержание, порядок разработки и утверждения индивидуального образовательного маршрута воспитанника (далее - ИОМ) в Учреждении.
1.3. Под ИОМ Учреждения понимается механизм, обеспечивающий освоение основной образовательной программы дошкольного образования на основе индивидуализации её содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного воспитанника, прежде всего, детейинвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Цели и задачи Положения
2.1. Целью настоящего Положения является обеспечение реализации права воспитанников в дошкольном образовательном учреждении на реализацию образовательного процесса по индивидуальному образовательному маршруту.
2.2. Задачи настоящего Положения:
1) Определение основных организационных механизмов, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении для реализации образовательного процесса по индивидуальному образовательному маршруту;
2) Обеспечение возможности обучения детей с учетом их особенностей и образовательных потребностей, прежде всего, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья по индивидуальному образовательному маршруту на уровне дошкольного образования в соответствии с установленными требованиями;
3) Обеспечение соответствия индивидуального образовательного маршрута требованиям государственного образовательного стандарта;
4) Определение ответственности педагогических работников дошкольного образовательного Учреждения при обучении по индивидуальному образовательному маршруту.
3. Последовательность действий участников образовательных отношений при составлении индивидуального образовательного маршрута
3.1. Выявление и анализ проблем развития ребенка (ребенка - инвалида, ребенка с ОВЗ) на уровне дошкольного учреждения педагогами ДОУ: специалистами и воспитателями.
3.2. Предварительное определение вида и объема необходимой помощи (образовательной, психологической, логопедической и т.д.), исходя из имеющихся или привлеченных ресурсов.
3.3. Организация психолого-педагогической помощи воспитаннику: разработка ИОМ специалистами и воспитателями ДОУ в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей ребенка.
3.4. Согласование и утверждение ИОМ ребенка с родителями (законными представителями).
3.5. Реализация ИОМ: систематическое сопровождение образовательного процесса воспитанника.
3.6. Мониторинг реализации ИОМ: отслеживание динамики развития ребенка, оценка результатов обучения и социализации.
3.7. ИОМ должен содержать:
• наименование ИОМ, срок реализации, адресность, гриф утверждения руководителем образовательного учреждения, цель ИОМ, формы работы;
• диагностические данные (общие сведения о ребёнке, информация о медицинском сопровождении, особенности развития познавательных процессов, психолого-педагогическое представление на ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, цель и задачи психолого-педагогического сопровождения, основания разработки ИОМ, характеристика и заключения по результатам обследования специалистами ДОУ, ответственные за составление и реализацию);
• содержание программы (план-график работы специалистов ДОУ с ребенком с ОВЗ и (или) ребенка-инвалида на учебный год, содержание коррекционноразвивающей и образовательной деятельности, мониторинг результатов оценки результатов ИОМ, динамическое наблюдение в рамках реализации ИОМ, результаты педагогической диагностики по освоению образовательных областей программы;
• индивидуальные планы специалистов ДОУ по работе с ребенком с ОВЗ и (или) ребенком-инвалидом;
• заключение ППК по рекомендации ИОМ по итогам учебного года.
4. Функциональные обязанности педагогов, участвующих в разработке и реализации ИОМ.
4.1. Председатель ППК обеспечивает:
• организацию работы в дошкольном образовательном учреждении по информированию родителей (законных представителей) воспитанников о возможности обучения для развития потенциала воспитанников по индивидуальным образовательным маршрутам, прежде всего, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
• организацию отбора воспитанников для обучения по индивидуальным образовательным маршрутам;
• организацию работы с педагогическими работниками дошкольного образовательного учреждения по составлению и реализации ИОМ в строгом соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом;
• контроль за соответствием ИОМ федеральным государственным образовательным стандартам; • контроль за систематической реализацией ИОМ;
• взаимодействие с участниками образовательных отношений по вопросам составления и реализации ИОМ;
• организацию использования необходимых форм поддержки реализации ИОМ в дошкольном образовательном учреждении;
• организацию методического обеспечения по вопросам составления и реализации ИОМ;
4.2. Педагог-психолог:
• проводит индивидуальное обследование ребенка с целью выявления уровня психического развития, его индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в развитии и воспитании;
• участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках психологического сопровождения воспитанника;
• отслеживает динамику развития ребёнка в ходе реализации ИОМ;
• проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ.
4.3 Учитель-логопед:
• подробно обследует состояние всех структурных компонентов речи ребенка;
• устанавливает уровень речевого развития;
• участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках логопедического сопровождения ребенка;
• отслеживает динамику развития ребёнка в ходе реализации ИОМ;
• проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ.
4.4. Воспитатель:
• проводит педагогическую диагностику ребенка через наблюдение;
• участвует в разработке и реализации ИОМ воспитанника в соответствии с ООП ДОУ, возрастными и индивидуальными возможностями ребенка;
• отслеживает динамику развития ребёнка в ходе реализации ИОМ;
• проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ.
4.5. Инструктор по физической культуре:
• проводит индивидуальное обследование ребенка с целью выявления уровня физического развития, его индивидуальных особенностей;
• участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках сопровождения воспитанника по физическому воспитанию;
• отслеживает динамику развития ребёнка в ходе реализации ИОМ;
• проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ.
4.6. Музыкальный руководитель:
• участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках сопровождения воспитанника по музыкальному воспитанию;
• отслеживает динамику развития ребёнка в ходе реализации ИОМ;
• проводит педагогическую диагностику ребенка через наблюдение.
5. Порядок реализации ИОМ и его документационное оформление
5.1. Реализация ИОМ в Учреждении является обязательным для воспитанников с особыми образовательными потребностями, детей с ОВЗ, детей-инвалидов и регулируется настоящим положением.
5.2. Реализация ИОМ осуществляется в рамках учебного плана в ДОУ в соответствии с расписанием, отвечающим совокупному объему учебной нагрузки и свободной деятельности воспитанников с учетом требований СанПиН.
5.3. Оформление документации осуществляется в установленном порядке ДОУ.
5.4. ИОМ ребенка систематизируется, оформляется педагогами и предоставляется председателю ППК ДОУ по окончании